Автобетононасос
Автобетононасос - специальная техника на базе грузового автомобиля,
предназначенная для подачи бетона или раствора под механическим давлением на расстояние. Как и любой грузовик, бетононасос имеет
довольно внушительные габариты и некоторые требования для проезда,
расстановки и беспрепятственной подачи бетонной смеси в нужную точку опалубки. Подобно тому, как устроен автокран, автобетононасос работает
на разведенных упорах - лапах. Для постановки на лапы требуется ровная
площадка, размерами от 8х10 метров для небольшого насоса со стрелой 20
метров, до 12х16 метров для серьезного АБН, длиной стрелы 45 метров.
После того, как упоры расставлены и техника уверенно стоит на земле, можно раскладывать стрелу, к которой на специальные кронштейны крепятся железные трубы - бетоноводы диаметром 110 мм, по ним и
происходит подача бетона. Специалист, управляющий стрелой автобетоно насоса и всем процессом подачи бетонной смеси на объекте, гордо зовется
оператор. Он внимательно следит за тем, чтобы секции стрелы двигались
оптимально для соблюдения равновесия техники. Сам процесс расстановки
насоса - небыстрый; норматив, отведенный для данной операции - 40 мин.
Конечное положение, которое займут бетоноводы, позволит бетонной смеси
разгружаться точно в опалубку. Рабочим на приемке останется только
направить гибкий концевой шланг в точку раздачи.
Если длины стрелы не хватает, чтобы дотянуться до нужной точки
к концевому шлангу можно прицепить дополнительные бетоноводы.
Они могут быть жесткими - металлическими или гибкими - прорезиненными,
длиной от 3 до 5 метров. Общая магистраль из бетоноводов при реальной
технической задаче может составить до 200 метров и по пути до конечной
точки выгрузки иметь несколько поворотов или разворотов до 180 град.
Так, например, заливаются чердачные или подвальные помещения - стрела идет до слухового окна, а далее прокладываются бетоноводы, которые во
время прокачки постепенно отстегиваются от основной магистрали.
Бетоноводы со смесью внутри довольно тяжелые и требуют достаточно
рабочей силы на объекте, сам оператор физически не сможет разложить,
собрать, затем разобрать и сложить обратно на машину шланги и трубы.
Чем длиннее трасса бетоноводов, тем строже требования к пластичности
бетона или раствора. Немаловажную роль играют и интервалы доставки на
объект. Завод "Парнас-бетон" имеет опыт бесперебойного бетонирования
объема 1300 куб.м бетона В25 с использованием трех автобетононасосов.
Неотъемлимая часть технологического процесса - замывка. Для этого на борту насоса есть бак
с водой. Оператор своими руками замывает бетоноводы и всю систему. Процесс ответственный, даже
небольшой кусочек бетона, застывший в магистрали может привести к разрыву трубы на следующей
прокачке или к критической поломке всей системы. На объекте обязательно должно быть отведено
место для замывки автобетононасоса.